В настоящее время на рынке диагностического оборудования, помимо автосканеров, предназначенных для выполнения работ по поиску и устранению неисправностей во всех электронных системах автомобиля, появляются специализированные приборы, предназначенные для решения узких задач. Ярким примером являются автосканеры для работы с системами контроля давления в шинах (TPMS). Эти приборы позволяют в полной мере выполнять ремонт и обслуживание конкретной системы автомобиля без привлечения дополнительных ресурсов.
Так, сотрудник, выполняющий работы с колёсами (шиномонтаж), может заменить датчик давления в колесе, а затем зарегистрировать его в автомобиле, без привлечения к этому специалиста, выполняющего работы по диагностике (диагноста). Естественно, такие приборы имеют ограниченный, но достаточный функционал для выполнения всех регламентных и ремонтных работ в рамках конкретной системы. Помимо функционала, есть другие нюансы, отличающие специализированные приборы от диагностических автосканеров. Чаще всего эти отличия касаются габаритов прибора, повышенной устойчивости к внешним воздействиям и агрессивной среде, упрощённого интерфейса и наличия специализированной периферии (дополнительные датчики, щупы и т. д.). Ещё одно отличие — стоимость. И это логично, если учитывать ограничения в функционале.
Сегодня речь пойдёт о специализированном приборе Autel MaxiBAS BT608, предназначенном для ремонта и обслуживания систем энергораспределения. Развитие автомобильной электроники, постоянное повышение требований к экологическим нормам и безопасности усложнили систему энергораспределения в современных автомобилях. Не думаю, что смогу кого-то удивить, если скажу о том, что многие современные автомобили требуют регистрации в системе энергосбережения аккумуляторной батареи после замены, или о том, что после замены батареи требуются последующие действия по адаптации и вводу в эксплуатацию различных устройств и исполнительных механизмов. Частая потребность в выполнении такого вида работ и необходимость привлекать к их выполнению нескольких сотрудников (один меняет, другой регистрирует) стали необходимыми условиями для создания специализированного автосканера.
Мы подробно рассмотрели функционал тестера АКБ у Autel MaxiBAS BT608 в статье «MaxiBAS BT608. Тестирование АКБ без авто», познакомились с ним как с инструментом, позволяющим проанализировать систему энергораспределения и оценить работу её компонентов в статье «MaxiBAS BT608. Тестирование на авто». Сейчас предлагаю обобщить полученные знания, познакомиться с новым функционалом и рассмотреть MaxiBAS BT608 как специализированный автосканер для работы с автомобильными системами распределения электроэнергии.
В основном меню прибора можно выбрать весь необходимый функционал как для проверки работы энергосистемы в целом («Тест в автомобиле»), так и аккумулятора отдельно в разделе «Тест вне автомобиля».
Процедура замены аккумуляторной батареи
Идентификация автомобиля необходима для выбора прибором алгоритма выполнения действия согласно марке и модели автомобиля, а выбор типа аккумулятора необходим для создания условий проверки и регистрации его в электронной системе автомобиля.Замена аккумуляторной батареи представлена в виде последовательной процедуры с пошаговой инструкцией, что позволяет выполнить её без использования сторонней базы технической документации и без навыков диагноста.
Необходимо учитывать, что в случае ошибочного действия программа не позволит двигаться дальше. Например, если устанавливаемая батарея неисправна, то не получится перейти к её регистрации (шаг № 5 «Тест аккумулятора»).
Шаг № 6 «Процесс регистрации» значительно проще в сравнении с аналогичным действием с помощью стандартного диагностического сканера. Специализированный прибор сам выберет как систему, к которой необходимо применить действие, так и само действие. Сотруднику, выполняющему данную процедуру, требуется лишь следовать рекомендациям и соблюдать заданные условия.
Если после замены аккумуляторной батареи требуются дополнительные действия, программа предложит их выполнить вручную либо откроет соответствующий тест-блок.
Базовые диагностические функции
В большинстве случаев после снятия/установки аккумуляторной батареи во многих электронных блоках управления записываются неисправности, связанные с межблочными связями по шине CAN, отсутствием напряжения питания и т. д. Можно сказать о том, что это сохранённые ошибки, которые не повлекут за собой индикацию о неисправностях на панели приборов. Также можно предположить, что они не повлияют на работу бортовой электроники. Но согласно сервисным мануалам практически любого производителя накопитель сбоев необходимо очистить, то есть стереть ошибки. И это правильно. Автосканер Autel MaxiBAS BT608 имеет базовый набор функций мультимарочного автосканера. Давайте остановимся на нём подробнее.
Функция мультиметра
Так как основное предназначение прибора — ремонт и обслуживание системы энергораспределения автомобиля, должна быть возможность измерения тока при работе стартера, обнаружения тока утечки, а также должны быть доступны функции обыкновенного мультиметра. Весь этот функционал собран в разделе «Мультиметр». Обратимся к этому разделу, который состоит из трёх подразделов:
Основные функции
Основные функции стандартного мультиметра — возможность измерения переменного и постоянного тока и напряжения, сопротивления, p-n-перехода и т. д. Значения измерения выводятся как в цифровом виде, так и в виде графика.
Тест на относительную компрессию
Этот тест не относится к системе энергораспределения автомобиля, тем не менее он стал доступен за счёт того, что прибор способен одновременно считывать данные из автомобиля, измерять ток и обращаться к встроенной базе данных.
Функция мультиметра будет доступна для MaxiBAS BT608 при наличии комплекта аксессуаров MaxiBAS BTAK. Эти аксессуары не входят в комплект поставки прибора, их необходимо приобретать отдельно.
Комплекты аксессуаров
Выводы
Мы завершаем знакомство с специализированным автосканером Autel MaxiBAS BT608. Возможности этого прибора в полной мере позволяют выполнять работы по ремонту и обслуживанию систем энергораспределения автомобилей. Это делает прибор необходимым инструментом для различных сфер послепродажного обслуживания и достаточным для того, чтобы сократить количество различных измерительных и диагностических устройств, необходимых для выполнения полного набора работ с энергосистемами автомобилей.
Спасибо за внимание!